САМЫЙ ДОСТУПНЫЙ НАРОДУ ХУДОЖНИК

Меретуков Давлет Мухаджериевич родился в 1929 году в адыгском къуадже Хакуринохабле, Шовгеновского района Республики Адыгея.

В детстве Довлет имел возможность наблюдать и постигать красоту и буйство окружающей природы, но ещё больше учился законам отражения этой красоты в народном искусстве. Золотошвейные изделия, пIуаблэ (циновки из куги), отделка конской сбруи, праздничные костюмы, резная деревянная мебель, архитектурная резьба и другие произведения искусства, окружающие будущего художника в быту, оказали решающее влияние на формирование эстетического восприятия жизни. Уже тогда Довлет интуитивно составил представление о характере художественного творчества адыгов. Впоследствии все эти (детские) наблюдения пригодились и воплотились в его художественных произведениях.

Отец художника был репрессирован в 1932 г., реабилитирован в 1997 г. В 1943 году семья переехала в г. Майкоп. Во время войны подросток Меретуков стоял у станка на заводе им. Фрунзе.

Школу пришлось окончить после войны. Несмотря на все потрясения и превратности жизни, в сознании юноши упорно зрела мечта, звавшая его к профессиональному художеству. В 1955 году Довлет едет в Москву и поступает в художественное училище памяти 1905 года. Окончив это заведение в 1960 г., Меретуков Д.М. продолжает художественное образование в институте им. В.И. Сурикова.

Во время учёбы художник, приезжая в родной город, активно участвует в собирательской и оформительской работе Адыгейского областного историко-краеведческого музея и Адыгейского научно-исследовательского института. Как раз в те годы он, вместе с известным этнографом М.З. Азаматовой, собирает материалы и оформляет альбом "Адыгейский народный орнамент", изданный в 1960 г.

В 1967 году после окончания института он был принят на работу в Московский комбинат монументально-декоративного искусства, где проработал до 1992 г. - года переезда в г. Майкоп.

В 1973 году он становится Союза художников СССР, а в 1977 г. - членом МОСХа.

Однако, оставшись в Москве, Довлет не прекращает активного участия в художественной жизни родной Адыгеи. В 1967 - 1972 гг. он работает над оформлением семитомника адыгского эпоса "Нартхэр", и уже тогда приходит к тому эпическому образу главного героя Саусрыкъо, который стал символом всего Кавказа. В это же время художник Меретуков Д. Иллюстрирует "Адыгейские сказки" М. Хуажева.

В 70-е годы Меретуков Д.М. выполняет большие монументальные работы в столице Адыгеи, прославившие его во всём адыгском мире: комплексное оформление гостиницы "Адыгея",майкопского автовокзала , Дома быта, концертного зала музыкального училища, объектов фирмы "Дружба".

Расширяя географию монументального творчества, художник работает в г. Черкесске, Сочи, Севастополе, Москве и др.

В 80-е годы он осуществляет широкие декоративные замыслы в Москве и Загорске, смело и изобретательно экспериментируя с различными материалами на промышленных предприятиях, учебных заведениях, объектах общепита. Но эти крупные многолетние заказы не отрывают его от искусства Адыгеи. Меретуков оформляет вход в Майкопский горпарк и воздвигает 13-метровую стелу, на главном въезде в Майкоп со стороны Краснодара в виде архитектурно-скульптурного монумента из бетона.

Основу стелы составляют руки с разведёнными ладонями, приглашающие, ласково принимающие и заботливо держащие чашу с яблоками - мыIэрыс (мые), которые этимологически легли в основу топонима Мыекъаупэ.

В 1992 г. художник Меретуков побеждает в конкурсе по созданию Герба молодой республики.

В том же году Меретукову Довлету Мухаджериевичу присвоено звание Народного художника Адыгеи. В 1996 году Меретуков Д.М. также был удостоен премии братьев Соловьёвых и звания лауреата за заслуги в монументальном оформлении столицы Адыгеи.

Как видно из творческо-биографического очерка, деятельность художника-монументалиста в Адыгее Довлет начал с Майкопа.

Декоративно-монументальное лицо Майкопа стало формироваться с 70-х годов. Именно в это время начал активную художественную деятельность первый профессиональный адыгский художник Довлет Меретуков.

Оформление нового автовокзала и гостиницы "Адыгея" сразу открыло в декоративном облике Майкопа характерные национальные черты. Причём, художник-монументалист на всех объектах с самого начала активнейшим образом использовал хорошо известные ему области народного творчества адыгов: орнамент, народный эпос и традиции.

Так, в интерьере автовокзала он использовал два витража и рельефную композицию из гипса на сюжеты из эпоса "Нартхэр": Рождение Саусрыкъо", "Адыиф" и "Добывший огонь".

До этого в течение нескольких лет Довлет Меретуков занимался оформлением семитомника "Нартхэр", завершившимся его изданием в 1972 г.

В интерьере ресторана "Адыгея" мастер использовал разнообразие техник, материалов, декоративных приёмов и видов декоративно-прикладного искусства. Самым ярким колористическим элементом был витраж восточной стены большого зала ресторана. Стены этого помещения были отделаны орнаментальной резьбой по штуку (гипсу) со вкомпонованными в неё сюжетными чеканными композициями. На подвесном потолке была разработана решётчатая композиция из дерева в духе потолочной решётки "адыгэунэжъ". В малом зале ресторана была исполнена фресковая роспись на сюжет о народных музыкантах. Здесь же висели "пIуабле" - плетеные циновки из болотной травы. К сожалению, этот прекрасный интерьерный ансамбль, ставший эталоном для всего северокавказского региона, разрушен и утерян для национального искусства.

В 1974 году в процессе строительства концертного зала училища искусств монументалист выполнил большое мозаичное панно из смальты на тему музыкального искусства на фронтоне этого здания.

Как же работает главный монументалист Адыгеи Довлет Меретуков? По какому методу и стилю он творит? Ответ на эти вопросы должен дать анализ его произведений. Иллюстрации к "Нартхэр" выполнены в традициях европейско-российской реалистической школы графики. Несколько листов ("Серп Тлепша", "Состязание в скачках" и "Добывший огонь") отличаются классически монументальной композицией, открытой динамикой и экспрессивной аритмичностью. Другие листы более уравновешенны, спокойны и повествовательны ("Яблоко нартов", "Рождение Саусрыкъо"). Третьи (танец Саусрыкъо) не имеют ясно выраженной композиционной формы, но читаются по смысловому центру рисунка.

Очень важно то, что в главном герое "Нартхэр" Саусрыкъо художник увидел не гиганта и атлета сверхчеловеческой силы, как это замечается, например, в иллюстрациях Мухарбека Туганова к Осетинским нартовским сказаниям. Адыгские нарты, и особенно сын камня, не выделяются размерами и бычьей силой. Он закалённый, тренированный, выносливый, ловкий, энергичный воин, обладающий реактивностью и смекалкой, искусный стрелок и фехтовальщик, а когда необходимо, и хитрец, т.е. в этом образе почти идеально собран максимум положительных мужских достоинств чисто человеческого свойства. Поэтому Саусрыкъо всегда побеждает, но, побеждая, карает только зло.

Меретуков Давлет создал в изобразительном искусстве именно такой образ нартского Ахиллеса. Саусрыкъо не красавец, не гигант ростом, но перечисленные качества (мужество, благородство, воинское умение) и гуманность ставят его вне конкуренции. Меретуковский Саусрыкъо ныне фигурирует и в витражах автовокзала, а также в рельефе "МашIо къэзыхьыгъэр" там же, и в семитомнике "Нартхэр" в четырёх иллюстрациях, и на обложке семи книг, и на Гербе Республики Адыгея. Фактически образ Саусрыкъо превращён художником в эпическо - этический символ адыгов (черкессов). Симпатии иллюстратора "Нартхэр" к этому герою замечаются при чтении эпоса и просмотре немногих изображений. Саусрыкъо всегда тщательно нарисован, точно моделирован, изящно одет и экипирован, как кентавр неотделим от своего Тхожия (коня).

Все иллюстрации Меретукова о Саусрыкъо композиционно обострены. Как правило, это неустойчивый треугольник, фигура диагональной направленности. Удачнее всего железноглазый и шелкоусый сын пастуха, добывший огонь, изображён в заглавной заставке и внутритекстовой иллюстрации второго тома. Здесь Саусрыкъо представляет собой сложную, даже дробную, но единую массу "Шыузакъо", слитую с конём и подобно пушечному ядру, выстреленному из глубины веков в будущее. Всадник летит над горами и полями Кавказа; он, кажется, как прометеев огонь готов рассыпаться вместе с факелом на множество искорок и пламеней по всему Дунею (миру), чтобы повсюду родить свет и тепло для людей.

Хотя у Тхожия не нарисованы крылья, но они незримо чувствуются. Зрительную роль крыльев играет бурка "Шыузакъо".

Если образ Саусрыкъо у Меретукова получился очень экспрессивным от стреловидной динамичности, то наиболее монументальным в иллюстрациях "Нартхэр" и витражах автовокзала выглядит Тлепш, бог-кузнец. В разных случаях Тлепш изображён неповторимо. В иллюстрации "Серп Тлепша" он похож на величественного первобытного гения; в композиции "Рождение Саусрыкъо" кузнец напоминает простоватого добродушного ремесленника. Но вот в витражном панно автовокзала с этим же сюжетом Тлепш видится мудрым философом, и, вместе с тем, всесильным громовержцем Шибле вроде хаттско-хурритского Тешуба или древнегреческого Зевса. Тлепш планирует всё героическое будущее огненного сына камня, сидя перед наковальней и, подперев рукой подбородок, задумчиво смотрит на младенца.

И колорит этого панно, построенный на огненно-солнечной гамме с мерцающими кое-где холодными пятнами синего и голубого, по своей направленности соответствует глубоким раздумьям бога и будущей, полной драматизма, судьбе Саусрыкъо.

Композиция витража камуфлируется сложной колористической разработкой и зритель среди бесчисленных красных, жёлтых пятен сразу выделяет Тлепша в правом нижнем углу, могучего и мудрого мужа, цветопластически организованного из красных, синих, чёрных плоскостей и линий с помощью скульптурного рисунка.

Саусрыкъо - обнажённый мальчик, написанный силуэтно и негативно, в оранжевом цвете, сливается с огненным фоном, как бы ещё только проявляясь из космической материи.

Любопытно, что самая возвышенная крупная фигура Сатанай, изображённая по центру композиции и составляющая её геометрический стержень, служит своеобразным фоном диалога Тлепша и Саусрыкъо. Светлая фигура пастуха Саусны - родителя сына камня заполняет левую часть фона.

Этот большой витраж южной торцовой стены автовокзала призван пропускать наибольшее количество солнечных лучей в помещение. И он это делает даже в пасмурную погоду. Тогда серый свет, проходя сквозь огненные краски Меретукова, возрождает солнечный эффект и создаётся иллюзия солнечной погоды. Но особенно ярко фантастично картина "Рождение Саусрыкъо" читается в освещении лучей вечернего заходящего солнца. Попадая в такие часы на вокзал в крайне озабоченном состоянии, невольно заражаешься праздничным духом эпической романтики. Начинаешь думать не о печальных деталях "тхьаусхэкIо" (обычай соболезнования) в селении Хакуринохабль, куда везёт тебя автобус ЛАЗ, а о конном "зекIо" (походе) на встречу с восставшим из подземного царства и из далёкого прошлого нарта Саусрыкъо.

Следовательно, это произведение очень выгодно характеризует художника, с одной стороны, как талантливого монументалиста, который с блеском использовал самое главное качество витражного искусства. С другой стороны, Меретуков Довлет, как истинный представитель абадзехов - горного подразделения западных адыгов, выражает характер заядлого солнцепоклонника.

На земле абадзехов находится фишт-оштеновский горный массив - сердце Черкесии. Как известно о нартскому эпосу, кузница Тлепша - адыгского Гефеста находилось где-то на горе Фишт. Там же, в районе Фишта располагается и священное озеро ХыкIо, вокруг которого в Древней Черкесии устраивались всеадыгские фестивали культового характера. Священная гора Оштен, несомненно, в настоящее время является топонимическим памятником культа солнца, главного культа адыгского пантеона и, одновременно, памяти хаттов, одного из древнейших адыгских племён. Установлено имя солнечного бога в древней Хатии Малой Азии. Оно звучало как Эстан (Эштан).

Хотя родовой центр "Марэтыкъо" в пределах Туб долины р. Пшехи, что на 30 км западнее Оштена, но река Пшеха, т.е. её истоки (ПкIыхьашьхьа) начинаются в фишт-оштеновском межгорье.

Вот почему во всех цветных произведениях Довлета выдерживается солнечный колорит.

Ярким примером этого служит и большое мозаичное панно на фасаде концертного зала училища искусств в г. Майкопе.

Большая декоративная композиция горизонтально-прямоугольного формата набрана в единой тёплой и даже в горячей оранжевой гамме на голубом фоне неба и очень стройно ритмически организована из нескольких сюжетных групп с многочисленными вертикально-параллельными элементами: фигурами музыкантов, инструментами, их конструктивными деталями и т.д. Эту горизонтальную картину пересекает по вертикали крупная фигура девушки-черкешенки, по-плакатному ограниченная торсом.

В композиции нет резко контрастных цветов и тоновых пятен и линий. Здесь автор старается, как обычно, согласно национально-декоративной трёхцветке (тёплый тёмный фон, золотистый узор и редкие удары голубого) уравновесить золото и огонь голубым фоном неба, и плоскостно графически исполняет рисунок лёгкими красными линиями, пятнами и полосами по жёлтому мареву. Мастерски примеряя и уравновешивая холодные и горячие цветовые пятна, художник тонко переводит ожидаемый резкий колорит в нюансную гармонию.

И вот краски рождают музыку. Но в отличие от сольных голосов шичепщина (скрипки) и апэпщина (гармошки), слышится стройное многоголосное оркестровое звучание.

В этой работе монументалист использовал всё тепло, которым располагал набор смальты - цветного стекла, предназначенной специально для мозаичной техники живописи. Вот почему музыкальное панно Меретукова мерцает в ночное время и искрится днём, излучая свет и тепло того огня, который застыл в смальте после охлаждения в заводском горне.

Декоративное панно "Адыгейская музыка" Д. Меретукова получило высокую оценку художественного совета Монументально-декоративного комбината и общественности. Его цветное воспроизведение появилось в журнале "Советский Союз" за 1975 г.

После завершения определённого этапа деятельности в столице Адыгеи художник несколько лет работает над крупными заказами по оформлению интерьеров в г. Москве и Московской области. Используя разнообразные материалы - дерево, стекло, металл - он оформляет в 1980-85 гг. гостинично-ресторанный комплекс в Загорске, московский инструментальный институт, помещение кафе на ул. Садово-Кудринской в Москве. Тут, в столице России он доказывает, изобретательно, уважительно обращаясь с главным традиционным материалом северян, деревом, на что способен черкес из далёкой южной провинции, и укрепляет таким образом уважение к своему народу, демонстрирует глубокое понимание русского искусства. Периодически художник приезжает в столицу Адыгеи и продолжает активно участвовать в её оформлении. Исполнена декоративная решётка в Доме быта, витражи в столовой фирмы "Дружба", памятник павшим работникам этого предприятия в Великой Отечественно войне (бетон).

В конкурсе на лучший эскиз Герба Республики Адыгея проект художника Меретукова Д. был признан лучшим. Герб Республики Адыгея представляет собой солнечный круг, в центре которого "Шыузакъо" - Саусрыкъо с факелом на своём Пегасе - Тхожие. Над ним дуга из 12 звёзд, которым заканчиваются лучи факела. В нижней части круга, под кавказскими горами, над которыми летит нартский всадник, изображены атрибуты изобилия, плодородия и гостеприимства. В этом произведении художник остался верен культу солнца, усилил его атрибутами древнеадыгского знамени и эпическим национальным идеалом.

Работая в этнографических, фольклорных и археологических экспедициях художником, он прошёл самую надёжную школу народного искусства.

Поскольку Меретуков Д. был пионером и в книжной национальной графике, и в монументальном искусстве, на его плечи легла основная тяжесть художественной переработки и современного использования наследия народного искусства. Кое-что ему не удалось преодолеть, но основные вопросы этой сложной задачи решены успешно. Почти все художники Адыгеи, а также Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, где подобные иллюстративно-оформительские работы осуществлены были позже, так или иначе, творили в декоративном искусстве под влиянием Меретукова.

Если суммировать все достижения и результаты художественной биографии Меретукова Довлета, следует назвать две области приложения творческих сил, в которых он себя утвердил, и оказал максимальную услугу адыгской культуре. Это альбом "Адыгейский народный орнамент" и те произведения, в которых он обращается к образам "Нартхэр": витражи автовокзала, иллюстрации к семитомнику и Герб Адыгеи - вот памятники художнику Меретукову из Хакуринохабля, в которых он увековечил своё имя. Оценивая его творчество, вклад в национальное искусство адыгского народа и влияние на творчество других художников адыгов (часто незримое), справедливо сказать: во-первых, Меретуков не только первый национальный художник Адыгеи, но и основоположник современного национального искусства нашей Республики. Во-вторых, он самый доступный народу художник из адыгов, и поэтому является истинно Народным художником Адыгеи.

Но это ещё не предел значимости и влиятельности Д.М. Меретукова. Выясняется, что в Чикагском университете кафедра кавказологии с 80-х годов использует в качестве грифа на документации и эмблемы для рекламы Меретуковского Саусрыкъо с факелом. Оказывается, американские учёные считают изображение нартского "Шыузакъо" в исполнении Меретукова символом всего Кавказа.

Это говорит не только о всеадыгском значении творчества адыгского художника, но и о международной известности и всекавказской символичности его творчества. О всеадыгском значении произведений Меретукова Д.М. говорит и тот факт, что национальная геральдика, разработанная им, широко и с большим удовольствием используется культурными слоями адыгской диаспоры.

Все эти факты подтверждают близость и доступность творчества Довлета Меретукова своему народу.

Народный художник Республики Адыгея Давлет Меретуков скончался в 2000 г.

Hosted by uCoz